Родительский университет

План работы

План

работы Родительского университета

на 2025/2026 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей с колледжем, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

 Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

 

Тема онлайн-консультацииСроки проведенияОтветственные
1Маркеры суицидального поведенияСентябрь 2025

 

Педагог-психолог

Мозоль Н.В.

 

2Меры административной ответственности в отношении несовершеннолетнихОктябрь 2025Педагог социальный

Дульская Е.И.

 

3Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенкомНоябрь 2025

 

Педагог-психолог

Мозоль Н.В.

4Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспектыДекабрь 2025

 

Педагог социальный

Дульская Е.И.

 

5Чему важно научить детейЯнварь 2026

 

Педагог-психолог

Мозоль Н.В.

 

6Как уберечь ребенка от зависимостей?Февраль 2026Педагог социальный

Дульская Е.И.

 

7Профилактика расстройств пищевого поведенияМарт 2026Педагог-психолог

Мозоль Н.В.

 

8Безопасность подростков в сети интернетАпрель 2026Педагог социальный

Дульская Е.И.

 

9Эмоциональное выгорание у подростковМай 2026Педагог-психолог

Мозоль Н.В.

 

10Полезные каникулы. Занятость и безопасность несовершеннолетних в период каникулИюнь 2026Педагог социальный

Дульская Е.И.

Безопасность подростка в Интернете

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА В ИНТЕРНЕТЕ

Современная система потребления информации создает огромный разрыв между реалиями, в которых живут родители и дети. До появления соцсетей, если у молодежи и появлялось какое-то опасное увлечение, то о нем, как правило, слышали все по радио и телевидению. И если что-то с ребенком происходило, родители хотя бы имели представление об этом. А сейчас все не так. Сейчас, если у молодежи появляется какая-то новая тема, то родители могут быть не в курсе того, что происходит с их детьми.

Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь подростка от этого – это участвовать в его «виртуальной жизни». Также важно напоминать подростку о правилах компьютерной безопасности.

  • Подростковый возраст связан с активной социализацией – родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни подростка получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным.
  • В подростковом возрасте люди стремятся к независимости – поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свои силы и возможности и, при необходимости, обращаться за помощью ко взрослым.
  • Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах.
  • Необходимо с подростком обсуждать различные виды угроз в Интернете и их последствия для подростка и членов его семьи.
  • Необходимо рассказывать подростку о сохранности личной информации и осторожность при ее распространении.
  • Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе «из виртуальной жизни в реальную».
  • Рассказывать о необходимости установки антивирусных программ на телефон и компьютер.
  • Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.
  • Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
  • Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.

Всё то, на что подписан ваш ребёнок, формирует его внутренний мир. Информация, которая наполняет аккаунт ребенка, напрямую отражает его эмоциональное состояние.

К примеру, многие подростки, страдающие от одиночества, недостатка внимания, выбирают для аватарки образ волка. Это животное стало символом одиночества, волк-изгой не находит понимания в своей стае. Если увидите изображение хрупкой бабочки, находите статусы или группы о хрустальных девочках, то необходимо обратить внимание на рацион питания ребенка, поскольку эти образы активно используются группами, пропагандирующими анорексию.

Часто родители не знают, как именно контролировать поведение ребенка в социальной сети. Читать переписку и устраивать допросы по поводу каждой картинки, появившейся на стене? Такое поведение неминуемо вызовет у ребенка желание спрятаться. Он закроет профиль, создаст второй аккаунт или попросту удалит родителей из сети. Пустить ситуацию на самотек? Нет, налаживайте доверительное общение с подростком. Искренне интересуйтесь, что волнует подростка, что ему интересно. Не критикуйте, не осуждайте. Все взрослые были когда-то подростками и совершали ошибки, просто это было давно. Делитесь своими историями из детства, юности (хорошими и не очень, успешными и с ошибками). Предлагайте свою помощь, но не навязывайте. Будьте ближе к ребенку. Не торопитесь. Маленький шаг навстречу – это уже большое достижение в налаживании отношений. Будьте терпеливы и все обязательно получиться!

Как уберечь подростка от наркотиков

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ. БОЛЕЗНЬ ЗАМОРОЖЕННЫХ ЧУВСТВ

     Каждый из нас может столкнуться с проблемами наркомании либо вовлечением наших детей в незаконный оборот наркотиков.

Большинство родителей склонны заблуждаться: «Со мной, в моей семье этого не может произойти». К сожалению, может!

Стоит обратить внимание на то, что социальный портрет несовершеннолетнего наркосбытчика в современных реалиях выглядит следующим образом: парень 16-17 лет, учащийся профессиональнотехнического колледжа, с полной и обеспеченной семьи, проживающий в крупном населенном пункте, ранее в поле зрения милиции, как правило, не попадал, под наблюдением врача-психиатра-нарколога не состоял, обладает знаниями об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, участвовал в проводимых сотрудниками милиции в учебном заведении профилактических мероприятиях по рассматриваемой тематике.

Многие из нас могут узнать в данном описании своего ребенка, который может оказаться на грани совершаемого противоправного действия, но которого мы с вами можем остановить, помочь справиться с возникшей проблемой.

Наркотик – это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Наркотиками называют любые запрещенные законом наркотические вещества, независимо от их происхождения. Наркотики – наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры и аналоги.

Наркомания – состояние, характеризующееся патологическим влечением к употреблению наркотических веществ, сопровождающееся психическими, а иногда и соматическими расстройствами.

Виды профилактики – первичная, вторичная и третичная. 

Первичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования противоправного поведения у всех обучающихся подросткового и юношеского возраста.

Вторичная профилактика – комплекс мер, направлен на предупреждение формирования химической зависимости у обучающихся группы риска.

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией.

Как распознать человека, который стал употреблять наркотики, по внешности и поведению? Иногда это бывает очень просто. Характерные изменения глаз, лица и телосложения, изменения в стиле жизни и в характере – все это может выдать человека, начавшего употреблять запрещенные вещества.

Есть несколько признаков, как отличить наркомана от неупотребляющего человека:

  1. Стал чаще врать по любому поводу, не заботясь о том, верят ему или нет.
  2. Стал чаще исчезать из дома и старается не рассказывать, где и с кем бывает и что делает.
  3. У него испортился характер: стал раздражительным, вспыльчивым, часто повышает голос.
  4. Его настроение «скачет» – от глубокой тоски к немотивированному веселью и обратно.
  5. Стал плохо спать и наоборот, пытается проспать целый день.
  6. У него неожиданно изменился аппетит – начал много есть или, наоборот, отказывается от еды.
  7. У него часто расширены зрачки и сосуды глаз, а веки покраснели.
  8. В теплую погоду он носит одежду с длинными рукавами.
  9. Вы никогда раньше не видели его новых друзей, и старых не видите совсем.
  10. Его практически перестали интересовать старые увлечения.
  11. Без серьёзных причин пропускает учебные занятия.
  12. У него появились новые жаргонные слова.
  13. Чтобы поговорить по телефону или отправить сообщение, выходит в другую комнату или на балкон.
  14. Его перестала интересовать семья и её проблемы.
  15. Часто просит деньги и сразу же их тратит.

Необходимо обратить внимание родителей на современные способы вовлечения обучающихся в незаконный оборот наркотиков.

Сегодня основным ресурсом для распространения наркотиков стал Интернет, активным пользователем которого является каждый из нас. В глобальной сети часто встречается весьма заманчивая реклама о возможностях быстрого, легкого, а самое главное — немаленького заработка.

Организаторы интернет-магазинов и сайтов по продаже наркотиков обещают колоссальные деньги всего за незначительную услугу, зачастую скрывая истинные цели и предмет заработка. Приводятся мыслимые и немыслимые аргументы, человека убеждают в легальности работы, отсутствии каких-либо рисков.

Как правило, никто и никогда не видит тех, кто находится по ту сторону компьютера, смартфона или планшета. Тем не менее, многие слепо верят в их обещания и по своей глупости, наивности, желая получить острые ощущения, расценивая это как какой-то квест, вступают в опасную «игру», связанную с распространением наркотиков.

При этом мало кто из так называемых «закладчиков» успевает заработать. Наниматель будет постоянно откладывать выплату вознаграждения, очередные партии наркотиков для раскладки по тайникам придется приобретать за собственные средства и так до того момента, пока к «работнику» в дверь не постучит милиция. Как правило, происходит это в период от 2 недель до 1,5 месяцев, а некоторые задерживаются при первой попытке заработать легкие деньги.

Следует помнить, что уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.

Сегодня также участились случаи размещения информации или рекламы наркомагазинов в непосредственной близости от учебных заведений, библиотек, мест досуговой занятости детей. Указанная информация размещается на фасадах зданий так называемыми «трафаретчиками».

«Трафаретчики» — это лица, которые работают на интернетмагазин по сбыту психотропных веществ. Чаще в ночное время суток при помощи трафарета и аэрозольного баллончика наносят надписи на стенах зданий, остановках и в других общественных местах. На надписях, как правило, указывается аккаунт интернет-магазина в соцсетях по продаже наркотиков либо предложение о работе на наркомагазин.

Взрослые наверняка пройдут мимо, не придавая этому никакого значения, а вот подростки, увидев надпись, могут использовать её для участия в незаконном обороте наркотиков. За такую работу «трафаретчики» от администратора интернет-магазина получают денежное вознаграждение в зависимости от количества нанесенных надписей.

Что грозит «трафаретчикам» за их уличные «художества»?

Действия «трафаретчиков» могут быть квалифицированы как умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества. Санкция статьи предусматривает штраф до 30 базовых величин. Ответственность наступает с 16-ти лет.

В некоторых случаях их действия могут быть расценены как осквернение сооружений и порча имущества, предусматривающие наказание в виде лишения свободы вплоть до трех лет. Ответственность наступает с 14-ти лет.

Если несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к ответственности, перед законом будут отвечать его родители. Взрослым грозит штраф до 10 базовых величин.

Если после задержания «трафаретчика» выяснится, что он причастен к распространению наркотиков, его действия будут квалифицированы по соответствующей части ст. 328 УК РБ («незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»).

Тот, кто откликнется на предложение стать участником наркооборота, проведет на свободе считанные дни, если повезет — недели. Ответственности не избежать: за сбыт наркотиков грозит от 3 до 25 лет.

Также одним из негативных трендов, набирающих популярность в молодежной среде, является продажа реквизитов оформленных на несовершеннолетних банковских платежных карт (БПК) и аутентификационных данных.

Механизм совершения указанного преступления заключается в том, что подросток, увидев объявление в сети Интернет о покупке БПК, самостоятельно обращается в банковское отделение с целью открытия счета и получения платежной карточки, аутентификационные данные которой в последующем передает неизвестному лицу за материальное вознаграждение, создавая при этом предпосылки к возможному получению доступа к счетам, что является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 222 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств). При этом санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

В последующем банковские платежные карты используются злоумышленниками для хранения и вывода денежных средств, добытых преступным путем, в том числе полученных в результате незаконного оборота наркотиков. В истекшем году предварительное расследование окончено по 15 таким фактам. Большинство из них было совершено в       г. Минске (12). В текущем году уже установлен ряд несовершеннолетних, причастных к совершению подобных преступлений.

Узнав о пристрастиях ребенка целесообразно не скрывать проблему, а сразу же обращаться за помощью. Список реабилитационных центров, оказывающих помощь наркозависимым лицам (подросткам):

1.Подростковое наркологическое отделение УЗ «Минский городской клинический диспансер» Подростковые наркологические кабинеты: Заводской, Ленинский, Московский, Октябрьский, Партизанский, Фрунзенский районы г.Минска

Первомайский, Советский, Центральный районы г. Минска

г. Минск, ул.

Кунцевщина, 22  г. Минск, ул. Кунцевщина, 22

 

г. Минск, ул. Никифорова, 5

2.ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья»г. Минск,

Долгиновский тракт, 152

3.УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»г. Минск, ул. П.Бровки, 7
4.УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»г. Минск, ул. Гастелло, 16
5.Республиканское общественное объединение «Матери против наркотиков»г. Минск,

ул. Чеботарева, 6а-104

6.Местный фонд «Центр здоровой молодежи»г. Минск, ул. Голубева, 26/1-40а
7.Минский филиал местного фонда «Центр здоровой молодежи»Минский район, д. Аксаковщина
8.Социально-благотворительное учреждение «Реформация личности»г. Минск, ул. Московская, 6
9.Социально-реабилитационное отделение ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Первомайского района г. Минска»г. Минск, ул. Тикоцкого, 59
10.Местный христианский благотворительный фонд «Родители за трезвость»г. Минск, ул. Менделеева, 4-8
11.Общественное объединение «Позитивное движение»г. Минск, ул.

Матусевича, 23-107,108

Приёмы активного слушания

ПРИЁМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ РОДИТЕЛЯМ

 Чтобы найти общий язык с подростком, нам надо прежде всего научиться его слушать и слышать. Казалось бы, что в этом сложного — «имеющий уши да услышит»! Тогда почему столько проблем? Слушать другого вообще трудно, а услышать, что он на самом деле хочет до нас донести, ещё труднее.

Существует универсальный способ решения этой проблемы, который подходит всем, — активное слушание!

Активное слушание — это умение не только выслушать, но и понять собеседника, в данном случае ребёнка, отставив в сторону собственные мысли и чувства и посмотрев на все с его позиции. Так мы сможем увидеть мир его глазами и ощутить то, что чувствует он. Активное слушание нужно для того, чтобы понять ребёнка, а не выдвинуть и защитить свою точку зрения.

Техники активного слушания

Молчаливое слушание

Нам надо научиться «внимательно молчать». Даже если ребёнок говорит «глупости», мы не перебиваем, не вставляем свои реплики, но всем своим видом — позой, мимикой, жестами — даем понять, что он говорит не в пустоту. Подтверждением того, что мы слушаем, может быть и кивок головы, и даже изменение выражения лица. Мы стараемся поддержать ребенка эмоционально: периодически повторяем «мм», «да», «ага», «угу», что означает «продолжай, я внимательно слушаю». Мы не мешаем ему рассуждать, напротив — создаем свободное пространство для «самовыражения». Мы не оцениваем, не выпытываем, не советуем, а только слушаем.

Выдержать паузу

Мы даем подростку высказаться. Задав вопрос, дождемся ответа. Если он замолчал, остановился, не будем спешить с ответной репликой. Пауза побуждает продолжать. Возможно, он закончит мысль, которую постеснялся высказать. Пусть выговорится вволю. У нас еще будет время отреагировать.

Зрительный контакт

Когда мы смотрим в глаза подростку, он понимает, что мы сосредоточены только на нем, что нам важно и интересно все, что он говорит. Контакт «глаза в глаза» помогает преодолеть недоверие, «растопить лед», почувствовать близость. При этом взгляд должен быть не таким, какой обычно бывает, когда мы критикуем, поучаем или ругаем детей, и не пронизывающим — как на допросе у следователя, а очень деликатным и спокойным, чтобы не спугнуть, не разрушить возникшую эмоциональную связь. подростку важно видеть в наших глазах любовь и понимание.

Зеркализация

Непростой, но очень эффективный прием — «отозваться эхом», отзеркалить позу, речь ребёнка, его жесты, мимику, интонации, смысловые ударения, паузы. В результате возникает психологическая общность, помогающая нам выйти с ним «на одну волну», подстроиться, перейти на его язык.

Прояснение смысла

Захлестывающие, яркие, интенсивные, но не понятные подростку чувства взрывают и дезорганизуют весь его внутренний мир. Поэтому важно помочь ему их выразить, назвать вещи своими именами. Мы озвучиваем его мысли, и он получает возможность услышать себя со стороны, а значит, осознать и оценить собственную позицию. На реплику подростка о том, что «хватит ему указывать…», можно ответить так: «Я вижу, тебя злит, когда мы строим планы на выходные, не спросив тебя». Если мы попадаем в точку, подросток, как правило, остывает, кивает «ну да…» — значит, его правильно поняли. Тем самым мы помогаем ему не только разобраться в собственных мыслях и переживаниях, но и снизить накал негативных эмоций. По мере того как растет его уверенность в нашем искреннем желании его выслушать, барьер между тем, что происходит у него внутри, и тем, что он сообщает нам, постепенно рушится. Он начинает доверять нам свои чувства и мысли и даже отвечает на традиционный родительский вопрос «как дела?» не просто формальным «нормально».

Резюмирование

В завершение нашего диалога мы подводим итог, выделяем основную мысль, формулируем общий вывод. Это могло бы выглядеть так: «Если мы правильно тебя поняли, ты предпочел бы провести это время по‑другому, например, в компании друзей. Но о таких вещах лучше сообщать заранее, ты ведь знал, что мы планируем театр. На будущее — давай будем более откровенны друг с другом, ведь обо всём можно договориться». Иными словами, по возможности надо стараться придерживаться эффективной формулы «Да — Но — Давай», где «Да» означает «мы тебя поняли», «Но» — «и ты пойми нас», «Давай» — «на будущее будем стараться делать так».

Главное в нашем общении — не преподать урок жизни, а быть готовым слушать детей. Только это дает нам право требовать, чтобы и они слушали нас.

Результаты активного слушания

  1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание подростка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  2. Подросток, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

Гармонизация детско-родительских отношений

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а

для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

  • Чаще показывайте детям, как вы их любите, говорите им про свою любовь;
  • Умейте хвалить и поощрять;
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребенок не будет ничего скрывать от вас;
  • Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на все изменения в поведения ребенка;
  • Старайтесь говорить открыто со своим ребенком;
  • Умейте выслушать своего ребенка.

Родительская любовь

Ласка и забота сближают детей с родителями и помогают сообща преодолевать трудности: Вы можете гладить или шутливо трепать своего ребенка, ерошить или расчесывать волосы, обнимать, целовать.

Ребенок находит радость и поддержку в простых, ласковых словах, сказанных родителями с улыбкой.

Это позволить каждому ребенку ощутить себя любимым и окруженным вниманием.

  • Умейте слушать своего ребенка, воспринимать его слова всерьез и на равных, и тогда он будет с Вами наиболее открытым и искренним, а Ваше взаимопонимание станет более глубоким. Развивайте с детьми общие интересы, занимайтесь совместными делами.
  • Если Вы будете проводить как можно больше времени со своими детьми, между вами установится тесный контакт, который предотвратит возникновение множества проблем и неприятностей. Проявляйте интерес и участвуйте в играх и занятиях ребенка.
  • Умейте хвалить и поощрять своих детей. Самооценка ребенка складывается главным образом из оценок родителей. Отмечайте в Вашем ребенке положительные черты характера, и это мотивирует в нем стремление стать ещё лучше, чем он есть.

Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем Вам приходится их ругать. Слова похвалы занимают секунды, но они могут творить чудеса.

  • Не унижайте своего ребенка оскорбительными словами: «хулиган», «жадина», «тупица», «трусишка» и т.д. Вы можете резко отдалить его расположение к Вам, как к авторитету и вернуть хорошее расположение Вам будет очень трудно.
  • Побуждайте его развивать свои таланты и возлагайте надежды. Обращайте внимание на все его достижения, приобретение новых умений и навыков, учитесь замечать самый незначительный прогресс.
Как помочь подростку развить уверенность в себе

КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ РАЗВИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Подростковый возраст словно сумеречная зона, ведь ваше чадо уже не ребенок, но еще и не взрослый. Большинство подростков растеряны, небезопасны и несознательны по отношению к самим себе. Но, будучи родителем, вы можете помочь своему подростку обрести, развить и укрепить уверенность в себе. Помните: то, каким вы сделаете ребенка сегодня, повлияет на ход всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно развивать у него самоуважение и адекватную самооценку.

Что такое уверенность в себе?

Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

  • Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
  • Также она четко отражает поступки и поведение человека.
  • Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
  • Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Почему подростку необходима уверенность в себе?

Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения. Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.

Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни. Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.

Роль родителей в развитии у подростка чувства уверенности в себе

Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.

  • Больше всего на подростка влияют ваши действия и слова.
  • То, как вы относитесь к нему, и то, как вы учите его относиться к самому себе, непосредственно влияет на уровень его уверенности в себе.
  • То, как вы относитесь к подростку, устанавливает критерии отношения к нему других людей!

Десять советов о том, как усилить у подростка
чувство уверенности в себе

В подростковом возрасте ребенок трансформируется во взрослого человека. И необходимый инструментарий, который способен помочь ему в прохождении этого чувствительного процесса, есть только у родителей (например, терпение и стойкость). Далее описываются несколько самых простых и полезных советов о том, как развить уверенность в себе у вашего подростка.

  1. Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый. Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон! Всегда относитесь с уважением к проблемам и страхам подростка. Никогда не относитесь к его переживаниям и опасениям, как к детскому беспокойству.
  2. Часто хвалите подростка. Вы должны часто хвалить ребенка. Будьте щедры на искренние комплименты. Когда вы хвалите подростка за то, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше. Всегда выражайте свое положительное отношение и давайте ребенку понять, как хорошо, что он у вас есть, и как вы сильно им гордитесь.
  3. Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Критика может нанести вред самооценке подростка. Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом. Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.
  4. Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби. Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит. Внеклассные мероприятия – это прекрасная возможность узнать, что такое успех, победа, неудача, проблемы. Такие виды деятельности добавляют подростку уверенность в собственных силах. Внеклассные мероприятия развивают позитивный командный дух и помогают научиться совместной работе для достижения общей цели.
  5. Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию. Взаимопонимание и уважение важны в любых взаимоотношениях. Научите подростка ценить своих друзей. Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе. Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.
  6. Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников. Для них внешний вид очень важен. Они жаждут выглядеть, как модели и знаменитости, и когда не могут достичь желаемого и обрести яркую, впечатляющую и незабываемую внешность, их чувство уверенности в себе стремительно падает. Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет. Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.
  7. Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка.Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами. Ваш подросток должен осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, сравнение способствует лишь соперничеству и не приносит пользы. Ему также следует понять, что конкурировать необходимо только с самим собой, и прекрасный способ улучшить собственные результаты – это сосредоточиться на своих сильных сторонах.
  8. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей. Передразнивание влияет на уверенность в себе каждого подростка. Хорошее правило жизни гласит «Стойко переноси испытания и свои переживания скрывай за приветливой улыбкой». Подросток должен научиться терпеть негативные эмоции до определенной степени, не теряя хладнокровия. Ваш подросток должен знать, что словестное издевательство не ранит, и оно никоим образом не должно влиять на его уверенность в себе.
  9. Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников. Первоначально можно попробовать найти способы решения проблемы на семейном совете с родственниками. Если это не помогает, то лучше обратиться за профессиональной помощью, которая выявит реальную причину неуверенности в себе и поможет ребенку избавиться от низкой самооценки.
  10. Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные жесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что. Ваша поддержка может действовать как катализатор уверенности в себе вашего подростка. Если ребенок знает, что у него есть поддержка и он может положиться на вас и рассчитывать на вашу помощь, он будет стараться преодолевать жизненные трудности с еще большей силой и уверенностью в себе.

Старайтесь вежливо и учтиво справляться с любыми трудностями воспитания подростка. Помните, что это всего лишь определенный этап жизни и в ближайшее время он закончится. Помните о том, что подростковые проблемы и тревоги – это часть процесса взросления. Просто наберитесь терпения и помогайте своему ребенку со всей искренностью.

Маркеры суицидального поведения подростка

Маркеры суицидального поведения подростка

 

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели. Парасуицид — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий (намерение умереть, но не закончившиеся смертью). Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

Для подростков характерны импульсивные суицидальные действия. Факторы и ситуации суицидальных рисков:

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами.
  • Расстройство настроения и тревожное состояние, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
  • Крушение романтических отношений.
  • Неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу.
  • Заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.
  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
  • Среди подростков в возрасте 14 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
  • С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства скорее всего спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком,
склонным к суициду

  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности ребенка, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  7. постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  9. не предлагайте упрощенных решений;
  10. дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  11. помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  12. при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  13. помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно;
  14. помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс; уговорите обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).

 

Любите своих детей, будьте внимательны и бережны к их чувствам! Пусть в Ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!!!