КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2021-2022 ГОД

                                                                                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                                                                         Заместитель Премьер-министра

                                                                                                                                                                                                                                        Республики Беларусь

                                                                                                                                                                                                                                        И.В.Петришенко

                                                                                                                                                                                                                                       ”      “                      2021 г.

                                                                                                                                                                                                                                      № 33/202-57/

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на принятие эффективных мер       по          противодействию          незаконному          обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2021 – 2022 годы

Вклад заинтересованных сторон в решение поставленных Главой государства и Правительством задач по формированию антинаркотической пропаганды качественно повлиял на оздоровление обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

Основные усилия в течение двух лет сосредоточивались на совершенствовании нормативной правовой базы, научной оценке процессов, связанных с незаконным оборотом наркотиков, развитии возможностей по выявлению наркопреступлений в сети Интернет, усилении потенциала по лечению и реабилитации наркопотребителей, трудоустройстве и социальном сопровождении лиц, страдающих наркоманией, внедрении инновационных профилактических проектов среди обучающихся всех ступеней образования, антинаркотической пропаганде в средствах массовой информации по формированию устойчивого неприятия к употреблению наркотиков, особенно у молодежи.

Системная работа, проводимая в рамках аналогичных Комплексных планов с 2015 года,  привела к двукратному снижению числа зарегистрированных наркопреступлений. В десять раз сократилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними и количество лиц, их совершивших.

 

Более чем в 100 раз уменьшились число случаев отравлений психоактивными веществами среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Последний случай смерти несовершеннолетних от наркотиков регистрировался в стране в 2014 году.

В то же время комплексный анализ развития ситуации в 2020 г.  в сфере незаконного оборота наркотиков демонстрирует ряд тревожных тенденций:

значительный рост количества смертельных передозировок от потребления наркотиков (2018 г. – 30;        2019 г. – 49; 2020 г. – 89), допущенных, в основном от потребления метадона в сочетании с иными видами психоактивных веществ, в большинстве своем лицами, ранее судимыми, ведущими асоциальный образ жизни с наличием многочисленных сопутствующих заболеваний; набирающий популярность бесконтактный способ сбыта психоактивных веществ, ставший в условиях

пандемии наиболее оптимальным для сбыта; двукратный рост (2019 г. – 28, 2020 г. – 59) числа помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений, ставший возможным ввиду недостатка растительного сырья в

Беларуси; созданию на территории страны нарколабораторий по производству психотропных веществ, в целях удешевления стоимости наркотиков. В январе-декабре 2020 г. пресечена деятельность 3 подпольных нарколабораторий.

Очевидно, что в этих условиях можно констатировать о сохранении наркоугрозы, актуальности проблемы наркомании для молодежи и неослабевающем интересе международных наркогруппировок к транзитным возможностям Республики Беларусь.

В этой связи, по-прежнему необходима консолидированная позиция государственных органов и гражданского общества в преодолении негативных последствий от наркомании, поддержка уже существующих эффективных методик и выработка новых подходов в практической, профилактической и деятельности по социализации лиц, потребляющих наркотики.

В этих целях в 2021-2022 гг. видится целесообразным выполнение следующих мероприятий.

Аналитические, организационные и практические мероприятия по противодействию  наркомании и наркобизнесу

  1. Разработка и принятие региональных (областные, городские, районные) планов мероприятий по реализации настоящего комплексного плана с учетом специфики регионов и складывающейся наркотической ситуации
  2. Рассмотрение на заседаниях Минского горисполкома, облисполкомов, заседаниях городских (городов областного подчинения), районных исполкомов, местных администраций районов в городах вопросов реализации мероприятий, указанных в планах регионов, а также вопросов эффективности принимаемых мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактику их потребления с подробным анализом наркоситуации в регионе и проводимой профилактической работы, выявлением причин и условий, способствующих наркомании, и разработкой механизмов по их устранению
  3. Анализ состояния и прогноз развития наркоситуации в Республике Беларусь

Минский горисполком, облисполкомы, городские (городов областного подчинения), районные исполкомы, местные администрации районов в городах

Минский горисполком, облисполкомы, городские (городов областного подчинения), районные исполкомы, местные администрации районов в городах

МВД, Минздрав, Минский горисполком, облисполкомы, иные государственные органы и организации до 15 апреля 2021 г. не реже одного раза в год  2021 – 2022 годы

  1. Мониторинг оперативной обстановки, проведение МВД, КГБ, Госпогранкомитет, оперативно-розыскных и иных мероприятий по получению ГТК

упреждающей     информации      в целях         пресечения          противоправной деятельности, связанной с незаконным перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики         Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, их незаконным оборотом на приграничной территории

  1. Анализ следственно-судебной практики по делам о Следственный комитет, -”- преступлениях, связанных с незаконным оборотом Генеральная прокуратура,

наркотических    средств,     психотропных   веществ,    их Верховный Суд       прекурсоров и аналогов, в том числе в части квалификации

действий     обвиняемых,      совершенных     в составе       организованной группы с использованием глобальной компьютерной сети ”Интернет“ (в том числе при неустановлении конкретного физического лица, являющегося организатором (руководителем) организованной группы)

  1. Анализ причин и условий, способствующих Следственный комитет, МВД -”- совершению преступлений, связанных с незаконным

оборотом    наркотических    средств,    психотропных

веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Анализ состояния профилактической работы, Институт социологии НАН -”- социальных и культурных предпосылок существования Беларуси, Минский горисполком

и распространения наркомании среди молодежи

  1. Проведение мероприятий направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в том числе путем проведения международных, межведомственных, внутриведомственных программ и операций на территории Республики Беларусь

МВД, КГБ, КГК, Госпогранкомитет, ГТК

  1. Организация и проведение мероприятий по выявлению МВД, КГБ, иные государственные -”- и документированию преступной наркодеятельности в органы и организации

Глобальной сети Интернет для принятия решения в соответствии с законодательством

  1. Выявление и ограничение доступа к интернет-ресурсам, МВД, КГБ, Мининформ,      -”- содержащим          информационные       сообщения и       (или) Минсвязи, иные государственные материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, органы       и       организации,

интернет-ресурсов, средств   обеспечения анонимности владельцы интернет-ресурсов

(прокси-серверы, анонимные сети типа Tor и другие),           позволяющих пользователям интернет-услуг получать доступ

к интернет-ресурсам, идентификаторы которых включены в

список ограниченного доступа, добавление в список

ограниченного доступа идентификаторов этих интернет-

ресурсов, средств обеспечения анонимности

  1. Оснащение Государственного комитета судебных ГКСЭ, Минфин      -”- экспертиз жидкостным      хроматографом с        массселективным детектированием высокого разрешения.

Поэтапное переоснащение Государственного комитета

судебных экспертиз хроматомасс-спектрометрами

  1. Рассмотрение в        установленном порядке МВД территориальными органами внутренних дел вопроса о высылке иностранцев, отбывших наказание за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также принятие решения об отказе иностранцам во въезде в Республику Беларусь, в отношении которых имеются сведения, что они имеют отношение к незаконному обороту наркотиков
  2. Проведение по запросам правоохранительных органов и в КГК -”- инициативном порядке мониторинга сообщений о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, с целью выявления финансовых операций, которые могут быть связаны с получением и (или) легализацией доходов от незаконного оборота наркотиков
  3. Мониторинг организации работы по профилактике Минобразования, Минздрав, -”- наркомании в учреждениях образования Минспорта, Минкульт, МВД,

Минский        горисполком,      облисполкомы

 Совершенствование системы профилактики наркомании, лечения и реабилитации больных наркоманией

  1. Изучение эффективности и       качества    оказания Минздрав, МВД     -”- наркологической   помощи     лицам        с        синдромом

зависимости от наркотических веществ, в том числе  оказания          заместительной          терапии          пациентам          с опиоидной зависимостью. Анализ правонарушений в сфере заместительной терапии метадоном

16. Мониторинг работы экспериментального отделения, Минздрав,  Минтруда и открытого на базе государственного учреждения соцзащиты облисполкомы, ”Республиканский научно-практический центр Минский горисполком психического здоровья“. Открытие аналогичных отделений в областных центрах.

 

 
17. Изучение социального портрета наркопотребителей, Минздрав конъюнктуры потребляемых веществ лицами, находящимися под медицинским наблюдением-”-
18.Формирование государственного социального заказа в Минский горисполком, области социального обслуживания и предоставление облисполкомы, Минтруда и субсидий негосударственным некоммерческим соцзащиты

организациям для оказания социальных услуг лицам, страдающим зависимостью от наркотиков

-”-

 

19. Создание      и       дальнейшее        развитие    молодежных Минский        горисполком,  антинаркотических площадок, посвященных негативным облисполкомы социальным и медицинским последствиям наркомании, а также борьбе с распространением наркотиков-”-
  1. Размещение на информационных стендах учреждений Минобразования, Минспорта, -”- культуры и образования, в том числе в сфере культуры Минкультуры,    Минздрав, социальной        рекламы,   наглядной агитации МВД, Минский горисполком, антинаркотического содержания, информации об облисполкомы

ответственности за незаконный оборот наркотиков,  последствиях их употребления, внешних признаках наркотического опьянения

 

21. Освещение в СМИ, на ведомственных интернет-сайтах МВД, Минздрав, Минспорта, проблем наркомании, хода борьбы с незаконным Минобразования, Минобороны, оборотом наркотических средств, психотропных Мининформ, Следственный веществ, их аналогов, судебной практики и результатов комитет, Генеральная прокуратура, рассмотрения дел данной категории, принимаемых мер Верховный Суд, иные республиканскими органами государственного государственные органы и управления и общественными объединениями в сфере организации, республиканские СМИ профилактики наркомании с учетом Информационной стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в

Республике Беларусь на 2020-2025 годы

 

 

22. Дальнейшее совершенствование и активное Минский горисполком, Минздрав, продвижение информационного ресурса Pomogut.by Минтруда и соцзащиты, МВД,

иные государственные органы и организации

-”-
23. Проведение для специалистов в учреждениях дополнительного Минобразования, Минздрав, образования взрослых обучающих тренингов (семинаров) по МВД  вопросам профилактики наркомании-”-
24. Активное использование в профилактической работе Минздрав, МВД, МЧС, потенциала Центров дружественных подросткам,  Минский горисполком, подростковых наркологических кабинетов, сайтов облисполкомы pomogut.by, kids.pomogut.by, Республиканского центра психологической помощи, центров безопасности-”-

 

25. Проведение научно-практических конференций, МВД, Генеральная прокуратура, круглых столов, обучающих семинаров и иных Следственный комитет, Минздрав, научных мероприятий по вопросам противодействия Верховный Суд, Институт незаконному обороту наркотиков и профилактики социологии НАН данного негативного социально-правового явления-”-

 

26. Обучение педагогических работников учреждений Минобразования,       Минский образования навыкам по работе с детьми, их горисполком, облисполкомы,  законными представителями, попавшими в кризисные ситуации, в целях социального воспитания личности обучающихся, способной активно сопротивляться деструктивному влиянию наркомании 
27. Проведение семинаров, круглых столов, тренингов для Минобразования,            МВД, педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений Минздрав, Минский горисполком, профессионально-технического и среднего специального облисполкомы образования,          интернатных      учреждений,      учреждений дополнительного образования детей и молодежи по профилактике наркомании среди  несовершеннолетних-”-

 

28. Организация         родительских     собраний   (лекториев, Минобразования, Минздрав, круглых столов) по профилактике наркомании среди МВД учащихся с привлечением психологов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов-”-
29. Информирование органов     внутренних        дел Минский     горисполком,  администрацией учреждений образования о ставших облисполкомы, Минобразования, известными       фактах       потребления      обучающимися МВД наркотических средств или психотропных веществ либо их аналогов в учреждениях образования-”-
30. Проведение в учреждениях образования обучающих Минобразования, Минздрав, тренингов для педагогов и родителей по тактике выявления МВД обучающихся, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо потребляющих психоактивные вещества-”-
31. Организация и проведение спортивно-патриотических Минобороны, Минобразования, лагерей с учащимися учреждений образования облисполкомы, Минский

горисполком

-”-

 

 

32. Принятие мер по выявлению и учету выпускников Минский   горисполком, учреждений общего среднего образования, не поступивших облисполкомы, Минтруда и

в учреждения профессионально-технического, среднего соцзащиты, Минобразования

специального       и       высшего    образования       и       не трудоустроившихся для оказания содействия в их занятости

  
33. Обеспечение содействия в трудоустройстве в Минский горисполком,  свободное от учебы время молодежи, обучающейся в облисполкомы, Минтруда и учреждениях образования, обратившейся в органы по соцзащиты труду, занятости и социальной защите-”- 
34. Осуществление контроля за правилами проживания в Республиканские органы общежитиях, находящихся в ведении государственных государственного управления, органов (организаций), а также специализированных облисполкомы, Минский учебно-спортивных учреждений, в целях недопущения горисполком в них фактов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов-”- 
35. Популяризация среди населения здорового образа Минспорта, Минобразования, жизни посредством проведение физкультурно- Минский горисполком, оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, облисполкомы, иные направленных на формирование антинаркотического государственные органы и

мировоззрения.                                                                     организации

 

-”-

 

 
36. Проведение информационно-просветительской МВД, иные государственные работы, направленной на профилактику потребления органы и организации, наркотических средств лицами, содержащимися в общественные объединения, учреждениях уголовно-исполнительной системы и религиозные организации  лечебно-трудовых профилакториях МВД (с их согласия и в установленном

порядке)

-”- 
37. Рассмотрение в выездных судебных заседаниях в Верховный Суд, Минобразования, учреждениях образования уголовных дел, связанных с Минский горисполком, облисполкомы, незаконным оборотом наркотических средств, МВД психотропных веществ, их аналогов 
38. Реализация республиканского проекта ”Марафон Минобразования, облисполкомы, успешных практик“ по вопросам профилактики Минский горисполком наркомании среди обучающихся учреждений образования-”-

 

39. Подготовка в неигровой форме фильма Минкультуры, Минздрав, профилактической направленности о негативных Минобразования, МВД, аспектах, связанных с потреблением и распространением Белтелерадиокомпания   наркотиков2022 год
40. Проведение цикла кинопоказов с предсеансовыми Минский   горисполком,  тематическими    видеофильмами,         социальными облисполкомы, Минкультуры роликами, беседами о профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков2021 – 2022 годы
41. Организация и контроль выполнения плана по Мининформ реализации Информационной       стратегии по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному   обороту     наркотиков        в        Республике Беларусь на 2020-2025 годы-”-

Взаимодействие с общественными (неправительственными, религиозными) организациями

42. Анализ         практики   взаимодействия          общественных МВД, Минздрав, Минтруда и организаций,     объединений,     фондов,     центров, соцзащиты,   Следственный религиозных организаций, оказывающих помощь комитет  наркозависимым лицам,       в        предупреждении наркомании,    лечении     и   последующей    медикосоциальной     реабилитации    таких         лиц, с государственными        органами   и       организациями. Повышение        уровня   взаимодействия          с        ними.

Популяризация их деятельности среди населения

2021 – 2022 годы

 

43. Расширение сотрудничества с негосударственными Минздрав, Минтруда и соцзащиты, общественными организациями, занимающимися Минский горисполком,  профилактикой наркомании и реабилитацией облисполкомы, общественные наркозависимых лиц, в рамках государственного организации,   социального заказа для организации работы мотивационных центров в районах и городах с высоким уровнем распространенности наркомании (для психологического стимулирования потребителей наркотических средств и психотропных веществ к прохождению лечения и реабилитации)-”-

 

  1. Проведение межведомственных совещаний, круглых столов, обучающих семинаров по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых лиц

МВД, Генеральная прокуратура,              -”-

Минздрав,          Минобразования, ГПК,       ГТК,          Минтруда и соцзащиты, Минский горисполком, облисполкомы, иные государственные органы, общественные объединения, религиозные организации (с их согласия)

45. Разработка и распространение среди населения (по месту Минский горисполком, жительства, работы) тематических информационных материалов облисполкомы, МЖКХ, общественные (буклеты, памятки, листовки) с информацией о ценности объединения, религиозные человеческой жизни, здоровом образе жизни, номерами организации     (с их согласия) телефонов антинаркотических ”горячих линий“, адресами и телефонами учреждений, оказывающими помощь гражданам, страдающим наркотической зависимостью, и их родственникам2021 – 2022 годы
46. Изготовление и размещение на безвозмездной основе Минский горисполком, социальной рекламы на биг-бордах, общественном транспорте, облисполкомы, Минтранс, информационных стендах железнодорожных вокзалов, иные государственные органы станций, остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций и организации, общественные социальной рекламы антинаркотической направленности в объединения

целях расширения информационного пространства по

проблемам наркомании  и способах их решения

-”-
47. Подготовка, издание и обеспечение наглядной видео- и Минский горисполком, печатной продукцией профилактического характера для облисполкомы, Минобразования, учреждений, обеспечивающих получение начального, Минздрав, Минобороны, МВД, базового, общего среднего образования, многопрофильных общественные объединения центров по работе с детьми и молодежью, территориальных центров социального обслуживания, воинских частей и общественных объединений-”-
48. Создание в соответствии с законодательством роликов Мининформ, МВД, Минздрав, социальной рекламы по проблемам наркомании и Минобразования, обеспечение их трансляции в эфире телеканалов Белтелерадиокомпания, ЗАО ”Второй   национальный телеканал“, ЗАО ”Столичное телевидение“, иные государственные органы         и       организации, общественные объединения-”-

 

49. Организация и проведение работы антинаркотических БРСМ, Минский горисполком молодежных отрядов, волонтерского антинаркотического облисполкомы, Минобразования движения  с целью пресечения и предупреждения наркомании в молодежной среде2021 – 2022 годы

 

50. Организация групповой работы по программе Минский горисполком, вторичной профилактики наркомании для подростков, облисполкомы, общественные вовлеченных в наркопотребление, и их родителей объединения, религиозные

организации (с их согласия)

-”-
51. Проведение мероприятий, направленных на повышение Минский горисполком, уровня осведомленности населения (молодежь, трудовые облисполкомы, Минздрав, МВД, коллективы) о негативных последствиях немедицинского Минобразования, Генеральная потребления наркотиков, а также ответственности за прокуратура, Следственный совершение правонарушений, связанных с незаконным комитет, иные государственные

оборотом наркотиков                                                           органы и организации

 

-”-

 

52. Проведение информационно-просветительских Минский горисполком, кампаний, посвященных Дню борьбы с наркоманией (1 облисполкомы, МВД, Минздрав, марта), Международному дню борьбы с наркоманией Минобразования, Мининформ, и наркобизнесом (26 июня), направленных на иные государственные органы и формирование негативного отношения в обществе к организации, общественные потреблению наркотиков объединения, религиозные

организации (с их согласия)

-”-

 

Международное сотрудничество

53. Развитие сотрудничества с межправительственными и МВД, Госпогранкомитет, неправительственными международными организациями, Следственный комитет, мандат которых включает вопросы противодействия Верховный Суд, МИД, ГТК, КГБ, незаконному обороту наркотиков, профилактики их Государственный комитет потребления, пресечения распространения наркомании, судебных экспертиз, Генеральная использование их организационных, технических и прокуратура, Минздрав

консультативных возможностей для укрепления национального потенциала государства в указанных сферах

2021 – 2022 годы
54. Укрепление и расширение сотрудничества с МВД, КГБ, Госпогранкомитет, правоохранительными и иными компетентными ГТК, Государственный комитет органами, а также специальными службами, иностранных судебных экспертиз, Генеральная государств, осуществляющими деятельность по прокуратура, Минздрав, иные противодействию незаконному обороту наркотиков, государственные органы и профилактике их потребления, лечению наркозависимых. организации Планирование и проведение совместных мероприятий

 

-”-
55. Продолжение работы по продвижению в рамках МИД, МВД, иные международных организаций белорусских инициатив государственные органы и

           по антинаркотической тематике                                         организации

-”-

Примечание. Контроль за выполнением комплексного плана осуществляет МВД.

Координацию и организацию деятельности государственных органов и организаций по выполнению комплексного плана осуществляет структурное подразделение МВД, ответственное за противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Координацию и контроль за реализацией мероприятий ответственными исполнителями на региональном уровне осуществляют территориальные органы внутренних дел (далее – ОВД). В компетенцию ОВД входит изучение и анализ эффективности проделанной работы заинтересованными субъектами, а также подготовка доклада

о ситуации в регионе для ее рассмотрения в рамках заседаний районных, городских, районных в городах администраций, облисполкомов, Минского горисполкома.

Реализация мероприятий комплексного плана осуществляется государственными органами и организациями, указанными в графе ”Исполнители“, в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюджетах на их содержание, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

При невыполнении или некачественном выполнении мероприятий комплексного плана, соответствующий ОВД направляет информацию об этом в МВД для принятия мер реагирования, установленных законодательством.

Государственные органы, указанные первыми в графе ”Исполнители“ комплексного плана:

являются ответственными исполнителями и обеспечивают своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий. При необходимости к реализации отдельных мер могут привлекаться не названные в числе исполнителей государственные органы (организации), в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов; направляют в МВД информацию о выполнении мероприятий комплексного плана, по которым они являются

ответственными исполнителями:

не позднее 20 апреля 2021 г. – о выполнении пункта 1;   не позднее 20 января 2022 г. – о выполнении пунктов 2 – 38, 40 – 55; не позднее 20 января 2023 г. – о выполнении пунктов 2 – 55.

Во исполнение поручения, содержащегося в абзаце третьем пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 ”О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков“ МВД до 10 февраля 2022 г. и 2023 г. информирует Совет Министров Республики Беларусь о выполнении комплексного плана.