Самоуправление
1. Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации деятельности
ученического самоуправления в учреждении общего среднего образования.
Ученическое самоуправление – это способ организации
жизнедеятельности ученического коллектива, который предполагает активное
участие всех обучающихся на основе самодеятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление определяется конечной целью –
формированием высоконравственной личности, специалиста, гражданина,
патриота.
Правовой основой деятельности ученического самоуправления являются:
Кодекс Республики Беларусь Об образовании;
Конституция Республики Беларусь;
Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
«Всеобщая декларация прав человека»;
Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»;
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах
государственной молодежной политики»;
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики
Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года;
Положение об учреждении среднего специального образования,
утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 19 августа 2022 г. № 272.
Цель и задачи ученического самоуправления
Цель ученического самоуправления:
реализация права обучающихся на участие в управлении учреждением
образования посредством формирования социально активной личности.
Задачи ученического самоуправления:
демократизация жизни учреждения образования (представление
интересов обучающихся, их законных представителей и педагогов в процессе
управления учреждением образования, поддержка и развитие инициативы
обучающихся в жизни учреждения образования и др.);
формирование социально значимых качеств личности
(самостоятельность, ответственность, социальная активность, инициативность,
организованность, коммуникабельность);
приобретение обучающимися практических навыков
жизнедеятельности в обществе в процессе организации социально значимой
деятельности;
развитие лидерских способностей, обучающихся;
формирование организаторских умений обучающихся.
Основные направления деятельности ученического
самоуправления:
гражданское и патриотическое воспитание;
формирование здорового образа жизни;
реализация права на образование;
реализация права на труд;
реализация права на отдых и выбор занятий во внеучебное время;
реализация права на объединение;
развитие и реализация общественно значимых инициатив
обучающихся;
взаимодействие и сотрудничество ученического самоуправления с
государственными учреждениями, общественными объединениями, семьями
обучающихся и др.
Функции ученического самоуправления:
ценностно ориентационную (ориентация на социально значимые
ценности, идеологию и традиции белорусского общества и государства);
интегративную (формирование социокультурной общности коллектива
обучающихся на основе общих ценностей, сотрудничество обучающихся для
достижения общих целей);
управленческую (решение вопросов распределения обязанностей и
полномочий органов ученического самоуправления, их выборности,
подотчетности и сменяемости);
коммуникационную (организация общения, взаимодействия детей,
подростков, молодых людей и взрослых как членов коллектива);
информационную (информирование, обмен информацией между
участниками, создание информационных ресурсов и т. д.);
рефлексивно-оценочную (оценка и самооценка, анализ эффективности
самоуправления и совместной деятельности);
прогностическую (составление прогнозов о будущей деятельности
коллектива обучающихся и органов самоуправления, проблемах и
перспективах);
корректирующую (коррекция, в случае необходимости,
индивидуальной и групповой деятельности участников и органов ученического
самоуправления на основе принципов демократического управления);
методическую (использование методов, методик, приемов управления,
организации совместной деятельности участников и т. д.).
Основные принципы организации деятельности органов
ученического самоуправления:
гуманности;
демократичности;
выборности;
коллегиальности;
сменяемости и преемственности;
системности;
единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов,
обучающихся;
динамичности и вариативности структуры;
интеграции и дифференциации педагогического управления и
самоуправления обучающихся.
2. Структура органов ученического самоуправления колледжа
2.1 Собрание обучающихся
Высшим органом самоуправления является собрание обучающихся.
Собрание должно носить открытый характер. Собрание является органом
самоуправления как в коллективе колледжа, так и в коллективе учебной
группы.
Собрание обучающихся:
избирает представителей от обучающихся в Совет колледжа;
предлагает и утверждает перспективный план работы ученического
коллектива на учебный год;
решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении
колледжем;
вырабатывает предложения обучающихся по совершенствованию
учебно-воспитательной деятельности;
предлагает и утверждает правила, памятки, обязанности, которые
регламентируют работу обучающихся в коллективе;
оценивает результаты деятельности органов ученического
самоуправления.
Все решения собрания принимаются большинством голосов. Решения
собрания могут быть отменены самим собранием.
2.2 Старостат
Старостат является общественным органом самоуправления и призван
содействовать педагогическому коллективу колледжа в работе по улучшению
организации учебно-воспитательного процесса, по повышению качества знаний
обучающихся, по привлечению обучающихся к активному участию в
общественной жизни колледжа, по профилактике вредных привычек в период
между общим собранием обучающихся.
Старостат:
координирует и направляет работу актива групп;
помогает педагогическому коллективу колледжа в поддержании
дисциплины и порядка;
принимает участие в разработке правил внутреннего распорядка для
обучающихся колледжа и активно содействует их соблюдению;
обеспечивает создание атмосферы товарищества и взаимопомощи,
строгой взыскательности к нарушителям правил внутреннего распорядка и
единых педагогических требований;
принимает участие в организации и проведении воспитательных
мероприятий в колледже;
добивается создания необходимых условий для самостоятельных
занятий обучающихся, для развития технического и декоративно-прикладного
творчества, художественной самодеятельности;
добивается создания чистоты и уюта в помещениях колледжа и на его
территории;
вносит предложения администрации об улучшении организации
учебно-воспитательного процесса, о выделении средств на проведение
различных мероприятий;
вносит на обсуждение собраний обучающихся колледжа, заседаний
старостата актуальные вопросы организации учебно-воспитательной,
культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы;
оказывает помощь общественным ученическим организациям;
вносит в администрацию обучающихся предложение о поощрении
обучающихся.
2.3 Актив учебных групп
В учебных группах колледжа создается актив группы, состоящий из
старосты и ответственных за направления работы:
староста и заместитель старосты – занимаются вопросами
назначения дежурных группы, составления графика дежурства по группе,
контроля за посещением обучающимися учебных занятий, мероприятий,
занятий с активом; подготавливают и проводят собрания, контролируют
подготовку учебного кабинета и обучающихся к началу занятий, организуют
уборку закрепленной территории;
секретарь ОО «БРСМ» учебной группы – занимается сбором взносов,
информирует об основных политических и общественных событиях в стране,
городе и колледже, является организатором мероприятий и акций;
профсоюзный организатор – занимается организацией и проведением
собраний в группе, рассмотрением вопроса об оказании материальной помощи
нуждающимся обучающимся, информированием и подведением итогов участия
группы в конкурсах, смотрах, соревнованиях;
учебный сектор – занимается вопросами посещения занятий,
успеваемости обучающихся, извещением обучающихся о расписании, заменах
уроков, развитием у обучающихся интереса к учению, участию в организации
проведения конкурсов, предметных недель, подготовке информации по итогам
обучения в группе;
информационно-идеологический сектор – отвечает за сбор информации
на единые дни информирования; оформляет информационный уголок группы;
обеспечивает своевременное распространение информации на
информационных стендах о молодежных акциях, проектах, программах,
конкурсах, фестивалях и других мероприятиях;
физкультурно-спортивный сектор – организует группу для участия в
спортивных мероприятиях; занимается контролем посещаемости
обучающимися спортивных секций, пропагандой здорового образа жизни;
проводит работу по вовлечению обучающихся в объединения по интересам
физкультурно-спортивного профиля;
трудовой сектор – занимается вопросами трудовой деятельности,
занятости обучающихся; сотрудничает с администрацией по вопросам
благоустройства территории колледжа; поддерживает порядок в учебных
аудиториях; организует дежурства по колледжу;
культурно-массовый сектор – занимается проведением культурно-
массовых мероприятий в группе: организацией посещения кинотеатров, музеев;
способствует развитию работы объединений по интересам; организует
проведение творческих и авторских выставок;
сектор охраны правопорядка – занимается вопросами организации
дежурств в группе; отвечает за соблюдение порядка на территории колледжа, в
учебных аудиториях, в общественных местах; осуществляет контроль за
дисциплиной обучающихся; принимает участие в мероприятиях правовой
направленности;
редакционный сектор – занимается подготовкой и оформлением
информационных материалов для социальных сетей, сайта колледжа,
информационного уголка группы.
2.4 Совет общежития
Совет общежития является общественным органом самоуправления и
создаётся для широкого привлечения обучающихся, проживающих в
общежитии, к разработке и проведению мероприятий, направленных на
улучшение культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы,
организации досуга, здорового образа жизни, оказания помощи руководству
колледжа в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания.
Деятельность Совета общежития осуществляется на основе Положения о
Совете общежития.
2.5 Ученическая профсоюзная организация
Ученическая профсоюзная организация – это массовая непартийная
общественная организация, объединяющая на добровольных началах
обучающихся колледжа.
В своей деятельности ученическая профсоюзная организация решает
следующие вопросы:
гражданское воспитание молодежи;
защита социально-экономических прав обучающейся молодежи;
охрана труда и здоровья;
организация отдыха и досуга;
оказание материальной помощи.
Деятельность ученической профсоюзной организации осуществляется на
основе Соглашения между комитетом первичной профсоюзной организации
учащихся учреждения образования «Столинский государственный аграрно-
экономический колледж» и учреждением образования «Столинский
государственный аграрно-экономический колледж».
2.6 Первичная организация ОО «Белорусский Республиканский Союз
Молодежи»
Первичная организация ОО «БРСМ» – это общественное добровольное
объединение молодых граждан для совместной деятельности, удовлетворяющее
их социальные интересы и потребности, направленное на решение задач идейно
нравственного воспитания молодежи и вовлечение ее в активную общественно-
полезную деятельность. ОО «БРСМ» ставит своей целью создание условий для
всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала,
содействие формированию в Республике Беларусь гражданского общества,
основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях
белорусского народа.
Деятельность первичной организации ОО «БРСМ» осуществляется на
основе Устава ОО «БРСМ».
3. Обеспечение деятельности органов ученического самоуправления
Для обеспечения деятельности органов ученического самоуправления
колледж предоставляет, исходя из финансовых и материальных возможностей,
необходимые помещения, средства связи, оргтехнику и другие необходимые
материалы и оборудование.