Владеющая даром слова

В этом году свой юбилей встретила преподаватель русского языка и литературы Володько Лариса Станиславовна.

Володько Лариса Станиславовна родилась в д. Белоуша, Столинского района, окончила Белоушскую среднюю школу в 1981 году, поступила в Белорусский государственный университет им. Ленина на филологический факультет и окончила его в 1986 году. Была направлена в наш колледж на должность преподавателя русского и белорусского  языка и литературы. С тех пор и продолжает здесь свою трудовую деятельность. Нам удалось пообщаться с юбиляром и задать ей несколько вопросов.

– Сколько лет вы посвятили колледжу? Не жалеете ли вы о том, что первым местом работы был Столинский сельскохозяйственный техникум? 

– Уже 32 года работаю на одном месте. Не жалею. Помню свой первый год работы. Это был далёкий 1986 год. Пришло известие о трагедии на ЧАЭС. На момент распределения на работу, была в небольшом замешательстве: ехать или нет? Поехала. Какое-то время посещала мысль о переезде, но затянуло, понравилось. Я сразу окунулась в работу. На занятия шла с трепетом. Учила и училась сама. А потом появилась семья, и никуда уезжать не захотелось.

– Хотели бы поработать где-нибудь еще, кроме колледжа?

– Если честно, я об этом и не задумывалась никогда. С первого дня у меня сложились хорошие отношения с коллективом. А работать с молодёжью всегда нравилось. Здесь такой ритм, что каждый день не похож на другой. Ни один день и ни одно занятие за 32 года не повторились, а однообразие, как известно, вызывает скуку. Поэтому то, чем я занимаюсь, отвечает моему внутреннему миру, темпераменту. Не представляю себя в чём-то другом.

– Что для Вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?

– У меня ещё в школе была склонность к гуманитарным дисциплинам. Литературу любила, много читала. Наверное, свою роль сыграли учителя. Мне повезло: русский язык и литературу преподавали  Храпицкая Евгения Кондратьевна и Мартынюк Людмила Станиславовна – замечательные педагоги. До сих пор помню их уроки, методику преподавания. И тётя у меня была педагог. Для меня она была образцом во всех смыслах, хотелось на неё походить. Эти люди навсегда останутся в моём сердце.

– Что включает понятие «преподаватель русского языка и литературы» для Вас?

– Преподаватели языка и литературы – самые консервативные люди: электронной книге предпочитают бумажную, клавиатуре – шариковую ручку, тестам – диктанты, изложения, сочинения, работу с учащимися у доски. Даже на хамство отвечают цитатами из классики. Они живут в мире любимых книг и верят в добро, порядочность, рыцарство, благородство. У нас нелёгкая задача – показать современным учащимся (а они другие, не похожие на учащихся предыдущих поколений) красоту языка, научить правильно выражать свои мысли, читать, понимать прочитанное. Приходится доказывать, что человек, владеющий словом, успешен в любой деятельности. Мы словесно формируем общую культуру личности. Поэтому необходимо постоянно подпитываться эстетическими впечатлениями. Без этого никак нельзя.

-Вы говорили о «непохожести» современных студентов. А чем они не похожи на тех, с которыми Вам приходилось работать в самом начале своей деятельности?

 – На современную молодёжь сильно влияют новые речевые технологии: телевидение, интернет, мобильная связь. Нет самостоятельности мышления, сильная интеллектуальная зависимость от источника информации, от чужого мнения. Не надо напрягать ум, чтобы выразить мысль. Достаточно «загуглить» вопрос, и ответ готов. Они не любят держать книгу в руках. Стихотворение, которое даётся для заучивания наизусть, им проще найти в Интернете. Сборники, розданные мною, остаются лежать на столах. Я часто приношу романы «Война и мир», «Поднятая целина», «Преступление и наказание» и др. с пометками и уже потёртыми закладками, чтобы показать, как мы с учащимися раньше изучали литературные произведения. Смотрят с недоверием и скептицизмом на эти книги, как на музейные экспонаты.

Мало читают – значит пишут неграмотно. Безграмотные учащиеся были и раньше, но это была отдельная категория – отстающие. Теперь же безграмотность повальная. Не знают элементарных русских слов. Откуда им знать, как они пишутся? Раньше легче было проводить внеклассные мероприятия. Студенты были активнее, инициативнее, не было интернета с готовыми сценариями, разработками уроков. Всё разрабатывали преподаватели сами, доносили до учащихся, реализовывали вместе.

Но я бы не хотела так пессимистично говорить о нынешнем поколении студентов. Они мобильные, знают, что им надо от жизни, умеют приспосабливаться к обстоятельствам, с современной техникой на «ты». Они просто другие. Такую переменчивость диктует время, прогресс, технологии.

– Книга, фильм, с которыми должен быть знаком каждый?

– Я всегда предлагаю читать классику. Там можно найти ответы на все жизненные вопросы. Классика учит жизни. Книги нужно перечитывать, потому что с возрастом находишь то, что не видел в юности. Казалось бы, одно и то же произведение, а восприятие разное, чувства, эмоции другие.

Люблю литературу XIX века. Роман «Анна Каренина» – гениальный роман, который не оставляет равнодушным никого, кто его прочёл хоть раз. Драма жизни, женская саморазрушающая любовь, поиски себя и становление личности – всё в традициях русской классики.

Любимый фильм – «Унесённые ветром». Его можно пересматривать вечно. Женская невероятная история о сильной духом женщине, которая не была похожа на других. Она справлялась с такими ударами судьбы, с которыми не совладали бы даже некоторые мужчины.

– Что для Вас значит преподаватель колледжа?

– Это очень ёмкое понятие. Преподаватель – это, в первую очередь, человек, который даёт знания, помогает молодым сориентироваться в жизнь. Преподавательская деятельность – это сложный и последовательный труд от организации учащихся до написания методических комплексов, решения педагогических ситуаций и т.п. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью. Поэтому необходим постоянный рост как личностный, так и профессиональный. Творческий поиск и творческое отношение к делу – это то, без чего нельзя в работе преподавателя колледжа.

– Что бы вы хотели пожелать Вашим учащимся?

– Стремитесь не к тому, чтобы достичь успеха, а чтобы жизнь имела смысл.

– Какой был самый важный, значимый подарок в Вашей жизни?

– Наша жизнь – череда событий значимых и незначительных. Но для меня как женщины рождение детей и внуков – это самые дорогие подарки, и мне судьба их подарила.

– Что доставляет Вам удовольствие?

– Общение с людьми, домашние праздники, которые объединяют всю семью, где весело, тепло, все любят друг друга. Люблю цветы, мелкие приятные безделушки, уют.

– У Вас есть жизненное кредо?

– Если не знаешь, как поступить, поступи по-человечески.

Интервью Т. А. Дежурко